Школу я окончила с золотой медалью, но не ради престижа или родительского одобрения. Просто мне нравилось узнавать что-то новое, ставить цели, достигать их. За это во многом скажу «спасибо» маме, которая с детства привила мне любовь к учёбе, научила дисциплине и самостоятельности. Она прекрасно знала, как делать уроки с ребёнком. Сейчас я иногда перечитываю статьи психологов о воспитании и понимаю, с какой точностью действия мамы совпадали с их советами. Хочу рассказать вам о том, как научить ребёнка делать уроки без скандалов.
Совет 1: Не ставьте школу на 1 место
Известный российский психолог Михаил Лабковский как-то написал статью о том, что уроки с ребёнком делать вообще не нужно. Он призывал родителей интересоваться эмоциональным состоянием своего чада, проводить больше времени вместе, поддерживать в отношениях близость и доверие. А не контролировать оценки.
«Бог с ней, со школой! Это не самое главное в жизни». (Михаил Лабковский)
Возможно, слова психолога звучат радикально, но рациональное зерно в них присутствует. Моя мама, например, никогда не думала, как заставить ребёнка делать уроки. Ведь насилие только вызывает отвращение. Я училась сначала средне, потом – хорошо, а в старшей школе – отлично. Интерес к знаниям проявлялся постепенно, по мере взросления и постановки жизненных целей.
Я заметила, что дети, которых мамы заставляют делать уроки насильно, обычно делятся на две категории:
- Закомплексованные отличники. Трясутся над каждой оценкой. Любая неудача приводит к депрессивному настрою, вплоть до суицидальных мыслей. Ну и зачем делать своих детей невротиками?
- Двоечники и троечники. Не хотят учиться «на зло» маме и папе.
В общем, не пытайтесь выжать из детей 100% результат. Пусть ребёнок делает уроки так, как умеет сегодня. Не надо бояться троек и даже двоек. Помимо «зарабатывания» оценок у юной личности есть более важные задачи в жизни: научиться строить отношения со сверстниками, развивать творческие способности, постигать дружбу и любовь.
Выводы
Дай бог каждому понять смысл всех слов, которые я тут написал. Необходимо любить детей. Но не за любить. Воспитывать, но не унижать. На самом деле идеала воспитания нет, все равно, что то проскочит негативное. Но нельзя же быть во всем только хорошим, а то иначе могут быть алкоголизм и наркомания.
А плохое необходимо принимать в себе, понимать, что без этого не куда и честно относиться к себе, такие, какие мы есть.
Благодарю за то, что дочитали статью, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки. Возможно, я не все тут расписал, но, тем не менее, этого достаточно, что бы понять всю соль проблем «Отцов и детей»
Благодарю читателей за оценки и репосты! Записывайтесь на консультации сейчас, буду рад помочь в обретении счастья в жизни! С уважением психолог
Вдовин Иван.
Совет 2: Позволяйте ребёнку отдохнуть после занятий
Почему ребёнок не хочет делать уроки? Скорее всего, банально устал. Он отсидел за партой 4–5 часов, слушал учителей, что-то записывал в тетрадь. Возможно, даже выступал у доски. А дома придётся опять грызть гранит науки, принося в жертву интересные занятия:
- игры;
- общение;
- творчество;
- серфинг в интернете.
Мудрые родители делают уроки с детьми после перерыва. Желательно, чтобы ребёнок прогулялся 1–1,5 часа на свежем воздухе, пообщался с вами или поиграл в комнате.
«Идеальное решение – погулять после школы, вернуться, пообедать, отдохнуть и уже потом садиться за уроки». (Психолог Татьяна Малютина)
Совет 3: Воспитывайте в ребёнке чувство дисциплины
Надёжный способ, как заставить ребёнка делать уроки без скандалов – выработать привычку садиться за письменный стол в одно и то же время. Тогда вам не придётся постоянно контролировать и подгонять юного школьника.
Для начала просто понаблюдайте за ребёнком. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Сколько минут ему требуется на отдых после школы?
- В какой временной промежуток он чувствует себя энергично?
- Как быстро он справляется с выполнением «домашки»?
Моя мама в младших классах предложила выделить на уроки период с 15:30 до 17:00–17:30 и утро субботы. Поначалу я пыталась увиливать и переносить обязаловку на более поздние часы. Тогда мама напоминала мне известную фразу: «Сделав дело, гуляй смело!». Вскоре выполнение домашнего задания в определённое время вошло в привычку.
Делать ли уроки с ребёнком одним махом? Большинство психологов считают это плохой идеей. Дети, в отличие от взрослых, хуже сохраняют концентрацию и быстрее устают. Поэтому ваша задача – находиться рядом и следить за самочувствием ребёнка. При необходимости устраивать перерыв.
«Не стоит делать всё, что задано, без перерыва. Время от времени, например, через каждые 30 минут, полезно устраивать «перемены». (Психолог Александра Волошина)
Можно предложить ребёнку выполнить элементарные физические упражнения, перекусить фруктом или погладить домашнего питомца. 5–10 минут обычно достаточно, чтобы восстановить силы. А вот играть или смотреть мультики не стоит – ребёнок полностью переключится на увлекательное занятие и не захочет доделывать уроки.
Как помогать ребенку делать уроки, если вы сами не разбираетесь в школьном материале?
Учитывая разницу школьных программ и методов обучения, да и прошедшие с окончания вами школы годы, не стоит стыдиться, что вы не можете сходу помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Нет ничего позорного в том, чтобы… учиться вместе с сыном или дочкой! Если помогать с уроками не раз в пару месяцев, а планомерно, можно спокойно знакомиться с материалом учебника в том же темпе, в каком материал подается школьникам – так можно «повторить школу» хоть до выпускного!
В наше время несложно найти обучающие материалы по любой теме и в любой форме – от статей до мультипликационных роликов, так что дополнительная информация – не проблема!
Если есть что-то непонятное именно в современной методике обучения, то нетрудно найти методички для учителей и родителей.
И не надо думать, что, помогая ребенку с домашними заданиями, вы «обманываете» школу – ведь ваша задача не в том, чтобы всей семьей выглядеть хорошими и правильными в глазах какой-то «училки», а в том, чтобы ваш ребенок действительно получил новые знания и научился ими пользоваться!
Совет 4: Запаситесь терпением и действуйте постепенно
В чём главная ошибка родителей, которые думают, как приучить ребёнка делать уроки? Они рассчитывают на молниеносный результат. Неделю занимаются «домашкой» и уже хотят видеть в дневнике только хорошие оценки.
Но ведь каждый ребёнок уникален. Одни дети быстро схватывают свежую информацию, другим требуются месяцы или даже годы. Школьный психолог Татьяна Малютина даёт родителям советы, как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно. Она предлагает разбить процесс помощи на 4 этапа:
- Первый – делать уроки вместе. То есть, буквально находиться рядом и смотреть, чтобы человечек не отвлекался от заданий. Проверять тетрадь, мягко указывать на ошибки.
- Второй – полностью доверить какую-то часть работы ребёнку. Но только ту, с которой он точно справится. Например, подготовку к устным предметам.
- Третий – приходить на помощь лишь в том случае, если у ребёнка возникнут затруднения. Проверять именно факт выполнения домашних заданий, а не наличие ошибок.
- Четвёртый – предоставить ребёнку полную самостоятельность.
Конечно, на пути к цели вас могут преследовать неудачи. У некоторых родителей ребёнок даже плачет, делая уроки. В таком случае нельзя терять самообладание, грубить школьнику и тем более кричать. А следует перенести занятия на то время, когда ребёнок успокоится, и повторить попытку.
«Выход из ситуации один. Нужно закрыть учебник и заняться чем-нибудь другим (приготовить ужин, подготовить одежду на завтра, посмотреть мультик или прогуляться). И только после этого, отдохнув и успокоившись, можно сделать второй подход к получению знаний» (Детский психолог Марина Елисеева)
Как эффективно помочь ребенку выполнять домашнее задание?
Чтобы помощь была полезной, нужно понимать, а что именно от вас требуется? Условно можно разделить родительскую помощь на несколько направлений:
- Пояснить ребенку общий принцип, общее правило выполнения заданий определенного типа и т.д. Если на уроке или из чтения учебника он не понял некой общей закономерности, то бесполезно ковыряться в каждом конкретном задании. Перескажите ему своими словами то, что в учебнике написано сухо и скучно, найдите какой-нибудь научно-популярный фильм на эту тему, скачайте или возьмите в библиотеке какой-нибудь детский справочник или другое пособие, где непонятная тема объяснена проще и интереснее. А уже после этого ученик сделает конкретные задания сам!
- Помочь с вызывающим затруднения конкретным заданием – объяснить, в чем его особенность и отличие от других заданий по этой теме, что имелось в виду в условии и где искать «ключик» к решению.
- Сделать вместе то, чего задано много, и ребенок явно не успевает и сильно устает. Но напрямую помогать школьнику, делая часть заданий вместо него, можно только тогда, когда вы уверены, что при наличии достаточного количества времени он бы справился и сам, что он понимает предмет и уже научился выполнять задания этого типа.
- Мотивировать ребенка сесть за уроки. Это бывает намного сложнее, чем помочь решить задачку! Годятся тут, конечно, и методы «кнута» — если ваш лоботряс явно и не в первый раз отлынивает, имея достаточно свободного времени и все условия для учебы. Но детям, как и взрослым, иногда действительно не хватает отдыха и каких-то мотивирующих «пряников» — а чем младше школьник, тем меньше он способен планировать свое время, придумывать себе мотивацию и сосредоточенно заниматься «до победного». Неправильно считать, что все дети должны хотеть учиться и им должно хватать мотивации в виде оценок – говоря по правде, это не так, а стук мяча во дворе все равно звучит заманчивее, чем завтрашнее «отлично» у доски… Поэтому помогите ребенку распределить задания – к примеру, «сейчас решишь математику, я как раз пожарю оладушки, ты покушаешь и сможешь взяться за английский, а русский напишешь вечером после прогулки»…
Совет 5: Заинтересуйте ребёнка
Помню, как в детстве у меня поначалу были проблемы с историей. Ну никак не получалось запоминать огромное количество дат, фамилий, названий сословий и классов. Мама сразу поняла, что зубрёжка не поможет и купила мне энциклопедию «Древний мир». Там были яркие картинки, фотографии, а исторические сведения излагались простым и доступным языком.
Я начала читать увлекательную книжку и всерьёз заинтересовалась школьным предметом. А в старших классах даже участвовала в районных и областных олимпиадах по истории.
Как ещё можно повысить мотивацию и делать уроки с ребёнком без криков:
- Не выполнять домашние задания в тот момент, когда у школьника плохое настроение (самочувствие).
- В черновике ставить красивые флажки или наклеивать яркие стикеры напротив успешно выполненных заданий.
- Для запоминания больших объёмов информации рисовать красочные диаграммы и составлять наглядные таблицы.
- Проводить лабораторные опыты в домашних условиях.
- Практиковать игровую форму занятий.
В общем, придётся включить фантазию. А как насчёт скучных предметов вроде математики или русского языка? Их лучше выполнять в первую очередь, пока у ребёнка есть «запал».
«Это интересно! Психолог Лариса Суркова любит играть со своими детьми школьного возраста в «дурочку». Например, намеренно решает задачку по математике неправильно. А ребёнок потом находит ошибку и гордится собой.
Совет 6: Никогда не критикуйте ребёнка
Когда ребёнок не хочет делать уроки, психологи дают два важных совета мамам и папам: не критиковать и не наказывать. Такие действия не повысят мотивацию к учёбе, а лишь приведут к заниженной самооценке. Да и отношения в семье испортятся.
Типичная ошибка родителей – корить ребёнка за допущенную ошибку: «А! Испортил тетрадь, придётся пачкать страницу корректором!». Ещё хуже – пытаться отдёргивать школьника, когда он собирается написать слово или решить задачу неправильно. В будущем человечек станет осторожничать, избегать сложных ситуаций, действовать по шаблону. А значит, вряд ли добьётся в жизни чего-то стоящего.
Исправить не ту букву в тетради всегда можно. А вот поправлять в будущем боязнь вообще за что-то браться, потому что в детстве «затюкали», весьма непросто» (Психолог Татьяна Малютина)
Совет 7: Откажитесь от тотального контроля
Некоторые родители просто грезят, чтобы их дети стали отличниками. Поэтому следят за каждым движением руки, задают сотни вопросов, дотошно проверяют готовую работу, сами исправляют ошибки. Но нужно ли так усердно делать уроки с ребёнком?
Ответ психологов единогласный – нет! Это верный способ превратить ребёнка в инфантильного невротика. В случае получения плохих оценок он будет перекладывать ответственность на вас. И также поступать во взрослой жизни.
«Воспитывать – не значит объяснять, как следует жить. Что можно, а что нельзя, дети понимают не из слов, а исключительно из поступков родителей» (Психолог Михаил Лабковский)
Школа – это не только место для получения теоретических знаний, но и первая дверь во взрослую жизнь. Высокие оценки в дневнике не должны становиться самоцелью. Нужно прививать ребёнку дисциплину и ответственность, но в то же время позволять ошибаться, оставлять время на общение со сверстниками и детские шалости. Осторожно и с творческим подходом прививать интерес к школьным знаниям. Тогда ребёнок начнёт вам доверять, а крики и отлынивания прекратятся.
Автор: Белоусова Наталья
Черновик – ваш друг
После того как ребенок начал посещать школу, возникает вопрос, как правильно выполнять с ним домашнее задание. Учителя рекомендуют в обязательном порядке пользоваться черновиками. Это поможет сэкономить время ребенку. Писать сочинения, решать примеры и задачи необходимо в отдельной тетрадке. После этого нужно, чтобы родители проверили написанное. Только после этого можно переносить в чистовик.
В черновике ребенок может исправлять ошибки, не стоит просить переписывать его по несколько раз. Для этого и нужна подобная тетрадь.
Отвечая на вопрос о том, как правильно делать уроки с ребенком, необходимо руководствоваться правилами психологов и помнить, что до 5 класса дети не усидчивы, внимание рассеянно. После 20-30 минут выполнения уроков стоит делать небольшой пятиминутный перерыв. Ошибка родителей — не выпускать детей из-за стола в течение 2-3 часов.